Символ искусства живописи – кисти

Основные составляющие кисти:
• металлическая обойма (капсюль);
• деревянная ручка;
• пучок волос.
Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти — это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера.
Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны.
Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза...).

Классификация кистей

По форме волосяного пучка различают:
1. овальные;
2. круглые; 
3. плоские кисти.

По виду волоса кисти разделяют:
1. щетинные;
2. песчаниковые;
3. барсуковые;
4. медвежьи;
5. колонковые;
6. беличьи;
7. ушные (коровьи);

По назначению:
1. художественные;
2. школьные;
3. отводные (шлиппера);
4. флейцы.

В художественном салоне вы наверняка столкнетесь с такой проблемой: размеры кистей у разных производителей значительно отличаются. На некоторых предприятиях размер акварельной кисти определяется диаметром отверстия обжимной обоймы. Это означает, что диаметр обоймы кисти №12 составляет 12 мм.
Данный метод, казалось бы, должен способствовать установлению унифицированного подхода к определению размеров кистей всеми производителями. Однако сложность заключается в том, что в некоторых странах нет соответствия между величинами диаметра латунных и медных трубок, используемых в производстве обойм. Кроме этого, в каждой стране используются разные исторически сложившиеся стандарты определения номера кисти. В конечном счете, вам придется “на глаз” сравнивать размеры кистей независимо от указанного номера.
Начинающие художники питают пристрастие к мелким кистям. Но следует помнить, что мелкие кисти №3, №5 нужны как правило для деталировок. Этюды же начинают писать широкими кистями №10, №12, так как ими удобно передавать основные объёмы формы. Завершают работу также широкими кистями. Поэтому до её начала следует подобрать широкие кисти от №10 до №18. Необходимо также иметь несколько кистей для светлых и тёмных оттенков. Не следует брать одной кистью краски для тёплых и холодных оттенков – это приведёт к загрязнению цвета.
Плоские кисти с №2 по №30 (чем размер больше, тем кисть толще) и круглые с №1 по №13 выпускаются на ручке длиной 270 мм, кроме того, кисти круглые выпускаются с №9 по № 13 и плоские с №16 по №30 на длинной ручке.
Плоские кисти по сравнению с круглыми более эластичны, дают возможность получать более определённую плоскую форму мазка, поэтому они удобны для изображения травы, земли, листьев, архитектурных деталей и всего того, что требует точных очертаний.
По форме кисти изготавливаются из свиной щетины или волоса, а также остроконечные, тупоконечные, длинные и короткие; по мере уменьшения выпуска щетины жёсткость кистей повышается.

Виды кистей

Колонковая кисть — это королева среди акварельных кистей. Колонок — хищный пушной зверек из семейства куньих, в неволе не живет. Его родина — Сибирь, Китай и Корея — регионы с суровыми зимами. Волос колонковых кистей имеет коническую форму, выпирающее “брюшко” посередине длины волоса, которое заостряется до тончайшего изумительного кончика. Помимо этого, пучок колонковой кисти состоит из волосков разной длины, которые при соприкосновении наполненной кисти с поверхностью, создают капиллярный поток. С кончика кисти краска стекает непрерывным потоком и с превосходной консистенцией. На рынке художественной продукции существует несколько видов колонковых кистей. Однако, лучшие из волоса колонка — сибирского происхождения. Для изготовления кисти используется волос из хвоста.
Унция высококачественного колонкового волоса дороже унции золота. Колонковые кисти имеют волос золотисто-коричневого цвета. По форме бывают круглые и плоские, с удлинённой или укороченной волосяной частью. Отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения тонких живописных слоёв – плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Кисть из волоса белки имеет кончик, напоминающий острие рапиры (подобно колонковой кисти), отличные показатели контроля над текучестью (опять же, как у колонковой кисти), но низкую эластичность. Высококачественный беличий волос, получается, от сибирской белки. Беличьи кисти разнообразны в использовании и дешевы в сравнении с колонковыми.
По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила.

Кисти щетинные – наиболее жёсткие, изготавливаются из свиной щетины (хребтовой или полухребтовой – для крупных, боковой или низа – преимущественно для мелких кистей). Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. По форме щетинные кисти выпускаются круглые и плоские.
Применяются в основном для работы масляными красками реже - для темперы и гуаши. Кисти с длинным выпуском щетины применяются в стенописи, иногда и для писания больших акварельных полотен. Кисти щетинные больших номеров применяются для тонировки грунтов. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской, как колонковая кисть— для акварели. Однако, существенная разница между ними в том, что щетинная кисть гораздо дешевле колонковой.

Самая лучшая кисть из свиной щетины крупного размера может стоить около 20$; лучшая колонковая кисть обычно оценивается трехзначным числом. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке — щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. Вслед за упругостью, важнейшей характеристикой свиного волоса является его расщепленный кончик — он способствует хорошей наполняемости кисти и ровному нанесению краски на поверхность основы.
Самые лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков.

Кисти песчаниковые – изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские, с удлинённой или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, мало эластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т.д.

Кисти барсуковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста барсука.
По форме выпускаются только плоские. По свойствам несколько жёстче кистей из волоса песчаника. Применяются в масляной живописи. Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части.
Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса. Однако, последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Кисти медвежьи – изготавливаются из обработанного волоса белого медведя.
По форме выпускаются только плоские с удлинённым или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жёсткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью.
Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.

Синтетические кисти. Совсем недавно синтетические кисти бесконтрольно разбрызгивали краску по поверхности основы. Но времена изменились: на помощь пришло волшебное синтетическое волокно, в основе которого лежат сложные полиэфиры. Волокно выдувается под давлением и может образовывать кончик, а также обладает вполне удовлетворительной эластичностью. Самое интересное, оно может быть собрано в пучки различных диаметров для создания капиллярного действия между нитями волокна. В результате — хороший контроль над текучестью.
В течение последних лет, синтетические кисти (главным образом известные под названием “Taklon”) покорили рынок художественной продукции, так как они превосходны в работе, а цена достаточно умеренная. Синтетические кисти при контакте с акварелью и масляными (или акриловыми) красками ведут себя далеко не одинаково. Кисти с нейлоновым волосом непригодны для работы акварелью — они разносят краску некачественно; однако, для умеренно разбавленного акрила они подходят прекрасно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорошо ведет себя с маслом и акрилом — как густым, так и разведенным. Одним словом, щетина или синтетическая кисть с упругим волосом может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы. Если наносить краску прямо из тубы или перед этим умеренно ее разбавить, то подойдет волос средней жесткости синтетической или натуральной (барсук) кистей. Более разбавленной краской работайте мягкой синтетической кистью или кистью из натурального волоса.

Характеристики качества

Акварельные кисти оцениваются по трем важным показателям: способности образовывать острый кончик, упругости волосяного пучка, контролю над текучестью краски. Именно степень этих характеристик отделяет настоящие кисти от дешевых подделок.
Данные характеристики могут оказать огромное влияние на конечный результат вашей работы. Например, острый кончик даст возможность нанести краску очень точно. При отрыве кисти от поверхности бумаги, ее пучок должен принять исходную форму, быть готовым к следующему мазку.
Но наиболее важным показателем для всех жидких живописных материалов (водо-основных) является контроль над текучестью краски, которая должна стекать с кисти предсказуемо и в нужной консистенции.
Кисти для “тяжелых красок” (таких, как масло или акрил) оцениваются только по одному параметру: чем гуще краска, тем тверже должен быть волос. Упругость волоса — вот что требуют от кистей эти краски. Слегка разведенные, они нуждается в более мягком ворсе. Художники, работающие в масле или акриле, наиболее часто пользуются кистями из свиной щетины, барсучьего и собольего волоса, а также различными синтетическими.
Кисти обладают общими конструктивными характеристиками; кроме этого, они имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую. Приводим описание самых общих видов:


Круглые
Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. С помощью круглой кисти вы сможете проникнуть в самые "недоступные" участки картины.


Плоские
Плоские кисти изготовляются путем сдавливания обоймы так, чтобы образовался пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.


Контурные
Этот вид кистей близок плоским: оба вида обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.


«Кошачий язык»
Это - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно - ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности - как круглой. Это - постоянный лидер среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой.


Ретушные
Если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках картины.


Трафаретные
Кончик волоса данной кисти тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.


Флейц
Кисти предназначены для свободной живописи заливками; используются, главным образом, с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Они оправдывают свое название, поскольку могут удерживать много краски. Сухая кисть "шор" дает прекрасные результаты при работе поверх влажной краски - особенно по маслу - для размывки и смягчения контуров.


Шрифтовые
Используется с жидкими красками и является вариацией круглых кистей с очень длинным волосом. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти. Работа с этими кистями требует некоторой практики. Как следует из их названия, они прекрасно подходят для нанесения надписей.


Линейные
Это младшая сестра шрифтовых кистей. Они короче последних, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.


Веерные
Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.

Не покупайте кисти наугад. Сперва, следует тщательно проверить пучок. На рынок поставляется много кистей, снабженных защитными колпачками. Если колпачки были сняты и затем снова возвращены на место или заменены, есть вероятность, что пучок кисти поврежден. После этого, попробуйте акварельную кисть в деле.
Любой серьезный продавец предоставит вам немного воды и место для испытания. Помните об основных показателях: тонком кончике, упругости и контроле над текучестью. Перед тем, как набрать кистью воды, удалите с пучка защитные элементы, по инструкции, предусмотренные производителем. Теперь наполните кисть водой. Новая кисть в контакте с водой ведет себя иначе, нежели бывшая в употреблении или поврежденная. Пусть новая кисть “подержит” воду в течение нескольких минут перед испытанием. Наберитесь терпения — возможно, понадобится наполнить кисть водой несколько раз перед тем, как пучок примет необходимую форму. Далее, слегка постучите черенком по руке. Кончик пучка хорошей кисти должен заостриться. Теперь можно попробовать кисть на рабочей поверхности.
Например, при испытании кистей мягкие смачивают и сгибают конец волосяного пучка, пучок должен принять снова правильную форму и не топорщиться. При выборе круглых кистей №1, №2, №3 для прорисовки мелких деталей – так же кисть смачивается, и на ладони пробуют нарисовать знак в виде восьмёрки. Если кончик эластичен и кисть изготовлена правильно – волос не топорщится, все волоски собраны в остриё и чётко повторяют контуры движения. И обратите внимание, по мере расхода либо расхода воды, кисть не изменяет форму, гибкость и эластичность. При отрыве от ладони принимает исходную форму, а не остаётся с согнутым острием.
Общее правило для всех кистей — убедитесь, что обойма надежно закреплена на ручке. При выборе щетинных кистей внимательно проверьте щетину — много ли в ней волосков с расщепленным кончиком? В качественной щетинной кисти их должно быть не менее 80%.
Проведите синтетической кистью по пальцам — почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с густой краской?

Промывка
Храните кисти чистыми — это существенно продлевает их жизнь. Не оставляйте кисти погруженными в растворитель волосом вниз на любой, даже короткий, промежуток времени. Они навсегда потеряют форму. Банка со специальным кольцевым держателем для черенков препятствует контакту пучка кисти с днищем.
Если вы работаете акриловыми красками, всегда держите неиспользуемые кисти в воде. Акрил быстро высыхает и после скопления краски в “пятке” (часть пучка около самой обжимной манжеты), вы вряд ли когда-либо сможете как следует очистить кисть. При промывке кистей из натурального волоса, пользуйтесь прохладной водой.
Промывайте кисть очень тщательно; пользуйтесь соответствующим разбавителем и старайтесь удалить всю оставшуюся краску. На рынок также поставляются отличные моющие средства для кистей. Главное правило: не мойте кисть мылом, которое бы вы не решились использовать на собственных волосах.
Синтетическим кистям, потерявшим форму в результате неаккуратного использования, иногда можно вернуть приемлемый вид: подержите их в очень горячей, но не кипящей воде. Но запомните: никогда не делайте тоже самое с кистями из натурального волоса. Если вы долгое время не пользуетесь кистями из натурального волоса, их следует хранить в закрытой коробке с консервантами.
При ежедневной работе, если кисти не были вымыты, их оставляют в банке с керосином. Перед работой кисти должны быть тщательно вытерты тряпкой. Для мытья кистей существуют специальные кистемойки. Кистемойки представляют собой коническое ведёрко с дырчатым или в виде сетки дном. Это коническое ведёрко вставляют в ведёрко с налитым керосином. Для отмывания кистей от краски их трут о сетчатое дно вставленного ведёрка. Краска отмывается от кистей и осаждается на дно ведёрка с керосином. Кисти в керосине можно оставлять на несколько дней.
Хорошо кисти отмываются и в мыльной пене. При длительном перерыве в работе, кисти следует тщательно вымыть в керосине, затем в мыльной пене и начисто промыть тёплой водой. После этого кисти нужно опустить в банку с льняным маслом так, чтобы волос их не касался дна банки.
После работы кисти тщательно моют с мылом в тёплой воде, ополаскивают и вытирают, обязательно обернуть полосками бумаги, чтобы щетина не топорщилась при сушке. Синтетическая щетина в такой предосторожности не нуждается. Её следует тщательно промыть, чтобы краска не скапливалась у основания черенка кисти – это в конце концов её розлахматит и кисть придёт в негодность.
Следует знать, что белку и колонок нельзя мыть мылом. Обыкновенно их ополаскивают разбавителем №2. А потом держат обильно смоченными в невысыхающем масле, борном вазелине. Если эти кисти мыть мылом, они быстро выйдут из строя.

О КОМПАНИИ

На сегодняшний день торговая группа «Стимпекс» является одним из ведущих поставщиков товаров для офиса на юге Украины.
  Задачей компании является: оперативное комплексное удовлетворение всех потребностей наших клиентов в качественных товарах и услугах, необходимых для комфортной жизнедеятельности офиса ...  далее 

2013-2017 Stimpex. All rights reserved.

МЫ В СОЦСЕТЯХ

      

 
                                                                                                                    

ФОТОГАЛЕРЕЯ

11111    22222    

 44444    33333

КОНТАКТЫ

 г. Одесса,

ул. Дальницкая, 23/4, бизнес-центр «Максан», 1 этаж
  www.stimpex.com.ua
  sales@stimpex.com.ua
  (048) 728-33-78
         (048) 728-34-37
         (048) 728-36-77
         (048) 728-34-68